Эксперт: «Будущее молочной отрасли за высокомаржинальными продуктами»
Об этом заявил Игорь Столяров, генеральный директор группы компаний “Си-Пи-Си”, на круглом столе «Производство и переработка молока». Мероприятие состоялось 18 декабря 2017 года и было организовано компанией «ВЭБ Капитал». Производители, представители органов государственной власти и эксперты обсудили текущее состояние и перспективы развития отрасли, влияние на неё различных факторов, от продовольственных санкций до нехватки льготных кредитов и снижения покупательской способности населения.
В своем выступлении Игорь Столяров привел следующие данные: в период с октября 2016 по сентябрь 2017 года, по данным ритейл-аудита Nielsen, продажи молочной продукции снизились на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. Продажи молока сократились в натуральном выражении на 2,5%, йогуртов — на 5,8%, творога на 5%. Рост продаж показывают только две категории: сливки (+2,7%) и молочные десерты (+18%). Одновременно, согласно анализу АЦ Milknews по данным ФСГС и Союзмолока, ежегодно на 1% сокращается поголовье коров; себестоимость производства молока выросла в два раза за восемь лет, а дефицит товарного молока в РФ составляет 17 млн.тонн. «Из-за его нехватки простаивает до 50% производственного оборудования, при этом компаниям приходится тратиться на его обслуживание и выплачивать зарплаты, — отметил Игорь Столяров. — Таким образом, производство “молочной массы” становится невыгодным для переработчиков молока”. Эксперт напомнил о том, что о необходимости создания качественных высокомаржинальных продуктов недавно говорил министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «К этой категории относятся прежде всего йогурты с топперами и творожные десерты с наполнителями — то есть продукты десертной группы, содержащие не только молочную массу. Сейчас именно они формируют дополнительную ценность для конечных потребителей и добавленную стоимость для производителей», — подчеркнул Игорь Столяров.
В качестве одного из вариантов развития предприятий по переработке молока эксперт назвал частичный переход на контрактное производство и сотрудничество с непродовольственными компаниями, заинтересованными в выпуске молочной продукции под своим сильным брендом. “Это позволит дозагрузить производственные линии, освоить новые форматы продуктов, сократить срок их вывода на рынок до шести месяцев, нарастить соответствующую экспертизу, закупить новое высокотехнологичное оборудование. На Западе до 70% крупных компаний привлекают контрактных производителей. Уверен, что в свете планируемой отмены продовольственных санкций этот инструмент может и должен быть востребован и в России, способствуя повышению интереса к отечественной продукции и выводя конкуренцию на новый уровень» ”, — заявил Игорь Столяров.