В настоящее время современные розничные сети предпочитают продвижение своей продукции под собственной торговой маркой.
Термин СТМ (Private label) стал активно использовать в середине 80-х годов XX столетия. Именно тогда владельцы розничных сетей Европы и США начали договариваться с производителями о маркировке продукции под брендами гипермаркетов.
Отечественные и зарубежные ученые, анализируя данный феномен, пришли к мнению, что при определении понятия СТМ необходимо обратить внимание на такие явления как: бренд, признаки СТМ, виды СТМ.
Есть немало специалистов, которые считают, что между понятиями бренд и СТМ нет различий, в то время как другие настойчиво утверждают, что между ними есть различия.
Попробуем и мы присмотреться к этим позициям.
Ученые предлагают ввести две понятийные категории — это бренд-индификатор (торговая марка ) и полноценный бренд (успешный бренд).
Бренд-индификатор – это комплекс внешних составляющих, которые позволяют выделить товар среди других товаров, а успешный бренд-это единство воспринимаемого высокого качества товара, четких отличий и добавленной ценности. Таким образом, именно бренд может обеспечить неэластичный спрос, когда, несмотря на повышение цен, потребитель продолжает приобретать тот или иной товар и платить ценовую надбавку. У потребителей складываются позитивные ассоциации, предпочтения, которые и приводят к лояльности бренду.
Маркировка отличает продукт определенной компании, но не несет в себе добавленной ценности, которая позволяет потребителю приобрести уверенность в цене, качестве товара.
Встречается несколько подходов к пониманию такого явления как бренд:
- успешный бренд идентифицирует продукт, который конкурентоспособен на рынке;
- бренд — это формирование восприятия потребителей по отношению к продукту;
- бренд — это формирование отношения покупателя к товару;
- бренд — это это формирование потребностей покупателей.
Но помимо понятия «бренд» используется и понятие «собственная торговая марка»
Согласно анализа определения понятия СТМ можно выделить следующие (принадлежащие авторству зарубежных и российских специалистов):
- СТМ –э то потребительские товары, произведенные по спецификации дистрибьютора и продаваемые под товарным знаком дистрибьютора в собственных точках продаж;
- СТМ — это это маркированные продукты, используемые ритейлерами, чтобы идентифицировать себя как владельцев бренда.
- СТМ — это частные марки, присваемые и контролируемые исключительно ритейлерами
- СТМ — в розничной сети это частный случай использования контрактного производства
- СТМ — это марочные продукты, которые производятся третьей стороной по лицензии (контрактное производство).
В отечественном ритейле собственные торговые марки завоевывают все больший авторитет. Многие сети выводят на рынок несколько СТМ в одном товарном сегменте. Ритейлерам приходится активизировать свою деятельность в области бренда. В России число регулярных покупателей частных марок возросло. Бренд той или иной сети среди потребителей постоянно растет. Все крупные торговые сети за последние годы расширили линейки private label.
Согласно результатов исследований, проведенных отечественными специалистами (С.Старов и др), выделяют различные виды собственных торговых марок (private labels):статусные, инновационные, имиджевые, СТМ эконом — класса.
- Статусные СТМ призваны удовлетворить потребности тех покупателей, для которых качество товара превыше всего.
- Инновационные СТМ создаются для удовлетворения спроса тех покупателей, которым нужно разнообразие товаров.
- К имиджевым можно отнести как статусные СТМ, так и инновационные СТМ.
Продукты по низким ценам под СТМ эконом — класса также рассчитаны на определенную категорию покупателей.
Компании продвигают на рынке несколько своих собственных торговых марок в расчете на разные категории покупателей.
Часто в гипермаркетах мы встречаемся со статусными и инновационными СТМ, то есть имиджевыми.
Следует обратить внимание на одну из современных тенденций развития собственных торговых марок – это различное ценовое позиционирование различных торговых марок в розничных сетях, растет число статусных марок.
Итак, собственная торговая марка ритейлера- это марочный знак, предназначенный для идентификации и дифференциации товара, который производится по спецификации ритейлера, находится в его собственности и реализуется через сеть ритейлера.