Приобретение товаров СТМ входит у россиян в привычку

shopping-cart-1080835_1920Компании Nielsen, PwC и Mix Research изучили отношение потребителей к собственным торговым маркам (СТМ) и представили данные своих исследований.

По данных ритейл-аудита Nielsen, продажи товаров под брендами ритейлеров за период апрель 2015 года — март 2016 года выросли на 11% в натуральном выражении и на 27% — в денежном.

40% объема всех частных марок в денежном выражении продается в Центральном федеральном округе, далее следуют Приволжский ФО — 17%, Северо-Западный ФО — 12%, Южный ФО — 11%.

nielsenСогласно исследованию, дискаунтеры за этот период обеспечили 60% продаж всех частных марок. Доля СТМ здесь составляет: в продовольственных категориях — 12% в денежном выражении, в непродовольственных — 13%. 

Среди продовольственных категорий СТМ самые высокие темпы роста за последний год показали алкогольные напитки (+67%) и группа чая и кофе (+21%)

Следует отметить, что 60% продаж частных марок в продовольственных категориях приходится на базовые упакованные продукты питания (23% в денежном выражении), традиционную молочную продукцию (18,5%) и кондитерские изделия (17%).

Среди упакованных продуктов питания наибольший прирос в натуральном вырожении наблюдается в категориях: требующие приготовления каши (+ 36%), аджика и хрен (+33%), горчица (+32%) и специи и приправы (+29%).

Лидерами продаж среди непродовольственных товаров являются ватно-бумажная продукция(44% в денежном выражении) и средства по уходу за ребенком (22%). Вместе они составляет 70% оборота СТМ в этой категории. Следом идут средства для уборки дома, доля продаж которых в непродовольственном сегменте в денежном выражении — 20%.

Как отмечает Дмитрий Швецов, директор по работе с розничными сетями, Nielsen Россия: «Ожидания роста доли частных марок сетей на рынке России оправдывают себя: СТМ занимают все больший вес в корзинах потребителей.  Россияне продолжают охотно искать низкие цены и выгодные предложения, а ритейлеры, в свою очередь, расширяют ассортимент СТМ, предлагают продукцию в разных ценовых сегментах и уделяют значительное внимание информированию покупателей о данных товарах. Все это позволяет сделать вывод: частные марки с нами надолго, и в перспективе их доля на рынке продолжит расти».

Компания PwC в своем исследовании «Затяжной спад в экономике, июнь 2016» представила, какие изменения происходят в поведении потребителей.

Результаты, проведенного анализа, показали, что респонденты начали сокращать свои расходы. В связи с чем, отмечен рост популярности СТМ среди всех категорий потребителей независимо от их уровня дохода.

Российским покупателям хорошо известны товары под марками сетей (только 11% не знают эту группу товаров). Большинство респондентов (73%) покупали товары под собственной торговой маркой, а 13% стали покупать больше таких товаров в этом году.

55% опрошенных не считают СТМ хуже брендовой продукции. Все больше покупателей товаром под частными марками появляется среди жителей больших городов и населения с более высоким уровнем дохода.

75% от общего числа респондентов, которые уже покупали СТМ, планируют продолжать эту практику и после кризиса. В одном из интервью выбор товаров под собственной торговой маркой сравнили с «хорошей привычкой, которую стоило приобрести».

mix1

По данным исследования компании Mix Research в октябре 2015 года, 44% россиян считают наличие СТМ важной характеристикой при выборе магазина.

Опрос был проведен среди россиян в возрасте старше 18 лет, проживающих в 52 городах с населением более 100 тыс. человек. 32% опрошенных признали низкие цены одной из основных причин выбора магазина, после местоположения (63%). Неудивительно, что в сложной экономической ситуации покупатели все чаще обращают внимание на СТМ. Так, за 2-3 месяцев, предшествующих опросу, товары под марками сетей начали выбирать 21% респондентов, в Москве – 23%, в Санкт-Петербурге – 17%.

При этом товары СТМ (собственная торговая марка, или частная марка) за счет минимизации расходов на упаковку и продвижение значительно ниже в цене, чем те же, но брендированные. 

Все проведенные исследования подтверждают, что товары под брендами сетей все чаще появляются в корзинах российских потребителей, а изменение экономической ситуации в стране и активная работа ритейлеров по расширению ассортимента и улучшению качества СТМ только способствует этому процессу.