На сегодняшний день не существует единой классификации собственных торговых марок сетей, также как и нет единого определения самого понятия СТМ и критериев его оценки.
Анализируя работы зарубежных и отечественных ученых, можно выделить 4 наиболее интересных и подробных типологизации брендов сетей.
Классификация собственных торговых марок Л.Пеллегрини
В 1993 году Л. Пеллегрини предложил свою типологию СТМ в книге «Бренды ритейлеров» (Retailer brands). Группировка была проведена по следующим критериям:
-
идентификации названия продукта с брендом ритейлера,
-
позиционирование СТМ в отношении товара производителя,
-
ширина ассортимента товара.
Эта классификация разрабатывалась для продуктового рынка, но будет интересна для анализа и других направлений.
Исследователь выделил 6 типов торговых марок сетей:
-
Родовая марка. На упаковке такого товара указано только его название без имени ритейлера.
-
Контролируемая марка. Торговая марка принадлежит производителю и продается только в определенной торговой сети.
-
Контрмарка. Название СТМ отличается от бренда ритейлера, чтобы не вызывать ассоциаций.
-
Товар – «флаг». Дешевый товар, оформленный в фирменном стиле торговой сети.
-
«Домашняя марка». На упаковке указано как название торговой сети так и продуктовой линейки.
-
Марка-«вывеска». Бренд ритейлра распространяется на все СТМ.
Классификация собственных торговых марок Н. Кумар и Я.-Б. Стенкамп
В 2007 году ученые из Гарвардского университета Нирмалья Кумар и Ян-Бенедикт Стенкамп представили свой подход к типологизации брендов сетей в книге «Стратегия частных торговых марок».
В основу своей классификации они взяли 2 критерия: цену и качество.
Эксперты выделили 4 типа СТМ:
-
Немаркированные товары. Дешевая продукция низкого качества, которая привлекает в первую очередь население с низкими доходами.
-
СТМ- имитаторы. Товары, скопированные ритейлерами с брендов ведущих производителей. На их упаковке указано имя ритейлера или самостоятельное марочное название.
-
Высококлассные бренды. Такую продукцию торговые сети производят для повышения лояльности покупателей. Она абсолютно отличается от товаров под брендами производителей. Высококлассные бренды делят на 2 подкатегории:
недорогие (premium lite) и дорогостоящие (premium price). Первые – дешевле товаров производителей, но не уступают, а иногда и превосходят их по качеству. Вторые — стоят дороже брендов производителей, содержат эксклюзивные компоненты, имеют дополнительную ценность для клиентов сети.
-
Инновационные предложения. Новые для рынка товары, разработанные ритейлерами эксклюзивно с учетом запросов клиентов, склонных к новациям.
Классификация собственных торговых марок Д. Гилберта
В 2010 году Д. Гилберт с соавторами обозначили 4 типа СТМ в книге «Управление розничным маркетингом»:
-
Дженерики. Товары самой низшей ценовой категории, в дешевой упаковке, с или без имени ритейлера на ней.
-
СТМ, ориентированные на цену. Не уступают продукции ведущих производителей, но более дешевые.
-
СТМ, ориентированные на качество. Отличаются высоким качеством, способны конкурировать с брендами производителей.
-
Собственные эксклюзивные марки. Продаются только в магазинах конкретной торговой сети.
Классификация СТМ С. А. Старова
Доктор экономических наук, Сергей Александрович Старов, в 2013 году предложил в своей в моногафии «Управление собственными марками розничных сетей» расширить классификацию собственных торговых марок и добавить новые критерии оценки брендов.
Он выделил 6 признаков типологизации СТМ, на основании которых определяются типы СТМ.
1. Соотношение цены и качества:
-
Бюджетные СТМ. Дешевые товары для покупателей, чувствительных к цене.
-
Премиальные СТМ. Продукция высокого качества и ценовой категории, конкурирующая с брендами производителей.
2. Позиционирование в товарной категории
-
СТМ-драйверы. Занимают ведущие позиции в товарной категории. Обладают высокой ценой и качеством.
-
СТМ-имитаторы. Визуально похожи на бренды производителей, на упаковке может быть указано название торговой сети или марки
-
Дифференцированные СТМ. Для позиционирования данного бренда выбирается значимая товарная характеристика, не используемая для товара СТМ-лидера.
3. Архитектура торговой марки
-
Индивидуальные СТМ. Название торговой марки отличается от бренда ритейлера и товарного семейства.
-
Зонтичные СТМ. На упаковке такого товара указано имя ритейлера или имя товарного семейства.
4. Роль в марочном портфелем
-
СТМ – «трудные дети». Слабо развитые торговые марки на привлекательном рынке
-
СТМ – «дойные коровы». Приносят прибыть при минимальных затратах.
-
Стратегические СТМ. Предопределяют развитие портфеля СТМ.
-
СТМ – «кандидаты на деинвестирование». Такие бренды необходимо убрать из марочного портфеля
-
Фланговые СТМ. Защищают стратегические СТМ от атак брендов производителей.
5. Добавленная ценность
-
СТМ с добавленной функциональной выгодой превосходящего функционирования
Характеризуются высокой ценой и качеством, предоставляют покупателям дополнительные функциональные выгоды.
-
СТМ с добавленной психологической выгодой
Обеспечивают потребителям дополнительную эмоциональную выгоду.
Важно отметить, что все исследователи проблемы классификации СТМ используют похожие критерии для оценки брендов сетей и четко выделяют типы СТМ. Во всех работах прослеживается эволюция собственных торговых марок от простого к сложному.