Во времена Советского Союза все процессы были строго регламентированы. Научно-исследовательские институты разрабатывали новые продукты и рецептуры, заводы производили, магазины продавали. Объемы выпуска продукции соответствовали Госзаказу, а технологии изготовления строились на основе стандартов и технических условий.
Переход к рыночной экономике позволил предприятиям самим определять свою специализацию. Часть компаний сконцентрировала свои усилия на продвижении собственной продукции, маркетинге, рекламе, другие усилили производственные мощности и усовершенствовали процесс изготовления продукции. Такое разделение функций между организациями положило началу развития в России контрактного производства.
( Контрактное производство — изготовление продукции под торговой маркой заказчика на мощностях независимого производителя.)
В Европе такой тип производства появился в 1970-х годах, в 90-х годах он начал развиваться и в России. Произошло это благодаря зарубежным косметическим компаниям, стремившимся вывести свою продукцию на наш рынок и готовым доверить выпуск товаров отечественным изготовителям.
С 2001 года контрактное производство стало актуальным и для розничных сетей, которые начали реализовывать товары под собственными торговыми марками (СТМ).
Какие же компании предлагают услуги контрактного производства?
Такие предприятия можно условно разделить на следующие группы:
1. Производители, имеющие свою торговую марку/марки
Для таких предприятий данное направления является дополнительным источником получения прибыли, позволяющим загрузить свободные производственные мощности.
Наличие же у производителя своих брендов помогает заказчикам заранее оценить качество и ассортимент товаров и услуг изготовителя.
2. Предприятия, которые специализируются только на контрактном производстве
Такие компании обычно заключают долгосрочные контракты и ищут большое количество клиентов, чтобы оптимально загрузить производственные мощности.
3. Компании — посредники
Такие организации имеют налаженные связи с заводами-производителями, поставщиками комплектующих, исследовательскими лабораториями. Они предлагают услуги контрактного производства, но в свою очередь сами отдают заказы на аутсорсинг.
Отдельно здесь можно выделить компании, осуществляющие выполнение заказов по производству продукции Private Label в зарубежных странах.
4. Компании, специализирующиеся на производстве/поставке тары, оборудования, комплектующих
Эти организации тоже иногда выбирают контрактное производство как дополнительное направление деятельности. Они видят спрос на свою продукцию и, оценивая потребности своих клиентов, предлагают свои услуги по изготовлению продукцию под брендом заказчика.
Компании, предлагающие услуги контрактного производства также принято делить на
2 группы: осуществляющие полный цикл работ («под ключ») и выполняющие отдельные операции.
Осуществляя поиск партнера для изготовления Вашего продукта, следует внимательно изучить критерии оценки компании-исполнителя, но об этом уже в наших следующих статьях.
Автор: Наталья Бутенина